Типографии предоставляют сегодня разнообразные услуги

Что такое полиграфия?

Как правило, многие считают полиграфию отраслью по производству печатных изделий. Другие называют полиграфией всю ту продукцию, которую производят современные типографии. В принципе, правы и те и другие.

print2

Полиграфия — обобщенное понятие как для различных направлений отрасли печатной промышленности, так и огромного многообразия полиграфической продукции, ежедневно применяемой нами в самых разных целях. С полиграфией мы сталкиваемся ежедневно: и дома, и на улице, и в офисе. Ассортимент продукции полиграфии, выпускаемой современными типографиями, невероятно широк: это листовки и буклеты, книги, журналы и газеты, плакаты и постеры, брошюры и каталоги, открытки и приглашения, упаковка, этикетки, наклейки, стикеры и даже бюллетени для выборов в государственные органы власти. Без полиграфии и полиграфической продукции в наше время невозможно существование бизнеса, к какой бы сфере он ни принадлежал.

Согласно определению, полиграфия — это процесс многократного получения изображения (его тиражирования) на запечатываемом материале путем переноса краски с какого-либо носителя. И занимаются этим процессом тиражирования печатных изделий (иначе говоря, печатью или печатанием) полиграфические предприятия — типографии. Вот кстати очень хорошая типография в Москве.

Преимущества цифровой печати

Цифровая печать — один из наиболее популярных современных методов печати в полиграфии. С помощью этого способа печати возможно печатать документы непосредственно с компьютера, без дополнительных процессов допечатной подготовки. Это существенно экономит время на процесс производства печатной продукции.

Цифровая печать — это технология получения оттисков с использованием переменной печатной формы. Изменениями в печатной машине на каждом этапе управляет компьютер издательской системы. Печать малых тиражей методом цифровой печати очень выгодно и рентабельно за счет экономии на допечатных дорогостоящих операциях.

Цифровая печать дает возможность изготавливать малые тиражи полиграфической продукции и предоставлять заказчикам большой ассортимент печатных услуг по изготовлению того или иного вида полиграфических изделий. Качество отпечатков не ниже, чем в офсетной печати, но вместе с тем при использовании метода цифровой печати становиться возможным персонификацировать отпечатки, оперативно изменять текст или изображения. Значительно снижается не только стоимость допечатной подготовки, т.к. не изготавливаются печатные формы и пленки, но и риск потери качества на этих стадиях печати. Для цифровой печати характерно использование любого носителя — бумаги, самоклеющейся основы.

С помощью цифровой печати можно изготавливать визитки, листовки, буклеты, календари различных видов, бланки, самокопирующие документы, флаеры, воблеры, стикеры и многое другое. Говоря об оборудовании для цифровой печати, можно отметить, что рынок предлагаемого полиграфического оборудования для цифровой печати на сегодняшний момент богат различным оборудованием (цифровые печатные машины и печатные системы для промышленных типографий, копиры, принтеры). Цифровая печать широко применяется для печати малотиражных рекламных или коммерческих изданий, в которые могут быть внесены изменения в процессе изготовления тиража даже после печати каждого экземпляра.

Исходя из всего вышесказаноого можновыделить следующие преимущества цифровой печати перед офсетной.

Использование метода цифровой печати дает возможность сделать предварительный просмотр экземпляра или распечатать пробный вариант будущей продукции перед самим печатным процессом. Это поможет предварительно оценить качество и дизайн продукции и своевременно внести требуемые изменения.
Цифровая печать позволяет печатать маленькие тиражи (вплоть до одного экземпляра) в кратчайшие сроки (до нескольких минут) без их существенного ударажания.
Для цифровой печати не нужна допечатная подготовка в виде изготовление печатных форм и пленок. Тем самым сам процесс печати посредством цифрового метода становиться недорогим и снижается риск потери качества изображения в процессе допечатной подготовки.
Продукция цифровой печати отличается высоким качеством изображения. Порции тонера при создании цветов в изображении контролирует компьютер, а точное совмещение цветов позволяет избежать необходимости наложения цветов для сокрытия дефектов — свойство, характерное только для цифровой печати.
Цифровая печать позволяет персонифицировать данные и вводить нумерацию, вносить изменения после печати каждого отпечатка.

Производство полиграфической продукции

Качество рекламной полиграфии складывается из трех составляющих – это идея, уровень дизайна и качество печати. Поэтому при правильном подходе работа над рекламным буклетом, каталогом, плакатом должна начинаться с разработки оригинальной идеи, слогана, единого стиля. После чего уже задача дизайнера — найти наиболее оптимальный и точный способ ее воплощения (будь то фотосъемка, трехмерные изображения, привлечение художника и пр.). И только на заключительном этапе осуществляется подбор типографии в соответствии с особенностями дизайна и требованиями к печати.

Непосредственно сам цикл производства печатной продукции (печати) происходит в три этапа.

Подготовка готового макета к печати
Печать
Послепечатная обработка

Первый этап – это подготовка макета к печати: проверка готового макета, приведение макета к требованиям по изготовлению того или иного вида печатной продукции, сборка спусковых полос (распределение особым образом полос макета для последующей послепечатной обработки) и т.д. Второй этап – собственно сам процесс печати. Как ни странно, но в большинстве случаев этот этап занимает меньше всего времени во всем цикле производства и обуславливается в основном техническими характеристиками и состоянием печатной машины. Ну и последний, третий, этап производства печатной продукции – послепечатная обработка. Сюда входит множество разновидностей процессов для придания нужного внешнего вида печатной продукции. Обрезка печатного листа, фальцовка (для буклетов), брошюровка (для каталогов, журналов), переплетные работы (папки, дипломы, ежедневники), высечка и др. Качественная послепечатная обработка придает изделию индивидуальность, задуманную еще дизайнерами, и выделяет готовый продукт среди прочих. Любой вид печатной продукции нуждается в послепечатной обработке, как минимум в резке. В некоторых случаях время, необходимое на послепечатную обработку при изготовлении данного изделия, может в несколько раз превышать время, затраченное на печать и даже на разработку и подготовку макета.

Форматы бумаги и ее размеры

Формат бумаги — стандартизованный размер бумажного листа. В разных странах в разное время были приняты в качестве стандартных различные форматы. В настоящее время доминируют две системы: международный стандарт (A4 и сопутствующие) и североамериканская. Международный стандарт на бумажные форматы, ISO 216, основан на формате бумажного листа, имеющего площадь в 1 м². Стандарт был принят всеми странами, за исключением Соединённых Штатов и Канады. В Мексике и на Филиппинах, несмотря на принятие международного стандарта, американский формат «Letter» по прежнему широко используется. Все форматы бумаги ISO имеют одно и то же отношение сторон, равное квадратному корню из двух, это отношение примерно равно 1:1,41. Наиболее широко известный формат стандарта ISO — формат A4. Также этот стандарт предполагает три серии форматов — A, B и C.

Серия A

Наибольший стандартный размер, A0, имеет площадь в один квадратный метр. Длинная сторона листа имеет длину, равную корню четвёртой степени из двух, что примерно равно 1,189 м, длина короткой стороны — это обратное значение от указанной величины, примерно 0,841 м, произведение этих двух длин даёт площадь в 1 м². Размер A1 получается разрезанием листа A0 вдоль короткой стороны на две равные части, в результате чего отношение сторон сохраняется. Это позволяет получать один стандартный формат бумаги из другого, что было невозможно при использовании традиционных размеров. Сохранение отношения сторон означает также, что при масштабировании изображения от одного формата к другому, сохраняются пропорции изображения. Формат А1 — это А0 разрезанный пополам. Другими словами, высота А1 = ширине А0, ширина А1 = половине высоты А0. Все форматы меньше А1 получаются аналогичным образом. Если разрезать формат An параллельно его короткой стороне на две равные части, получится формат A(n+1). Стандартными значениями высот и ширин форматов бумаги считаются их округленные до целого значения в миллиметрах.

Серия B

Помимо серии форматов A, существуют также менее распространённые форматы серии B. Площадь листов серии B является геометрическим средним двух последующих листов серии A. Например, B1 по размеру находится между A0 и A1, с площадью в 0,71 м². В результате, B0 имеет размеры 1000×1414 мм. Серия B почти не используется в офисе, но имеет ряд специальных применений, например, в этих форматах выходят многие постеры, B5 часто используется для книг, также эти форматы применяются для конвертов и паспортов.

Серия C

Серия C используется только для конвертов и определяется в ISO 269. Площадь листов серии C равна геометрическому среднему листов серий A и B с тем же номером. Например, площадь C4 есть геометрическое среднее от площади листов A4 и B4, при этом С4 немного больше A4, а B4 немного больше С4. Практический смысл этого в том, что лист A4 можно вложить в конверт C4, а конверт C4 можно вложить в плотный конверт B4.

Виды полиграфической продукции

Полиграфическая (печатная) продукция является главным средством мас­совой информации и общения между людьми, мощным орудием про­паганды политических , научных знаний, средством политической борьбы и выражения общественного мнения, а также хранителем ду­ховных ценностей всех веков и всех народов. Выпускаемая в настоящее время печатная продукция очень разно­образна по своему виду, конкретному назначению, срокам издания, техническому исполнению. Ниже перечислены наиболее востребованные на данный момент виды печатной продукции.

Бланк
Бланки самокопирующие
Листовка
Буклет
Брошюра
Календарь
Визитная карточка
Папка
Блокнот
Конверт
Кубарик
Этикетка
Ярлык

Бланк

Бумажный лист, как правило формата А4 и менее, содержащий элементы фирменного стиля или информацию постоянного характера (накладные, акты и т.п.), предназначен для последующего заполнения.

Бланки самокопирующие

Несколько листов специальной самокопирующей бумаги, скрепленных с одной стороны при помощи специального клея, позволяющего легко разделять листы.

Листовка

Бумажный лист, как правило формата А4, запечатанный с одной или обеих сторон, в одну- или несколько красок, рекламного или информационного содержания. Предполагает несколько более высокое качество полиграфического исполнения, чем у бланка.

Буклет

Непериодическое листовое издание в виде одного листа печатного материала, сфальцованного (сложенного) в 2 и более сгибов.

Брошюра

Непериодическое текстовое книжное издание объемом свыше 4 страниц, соединенных между собой при помощи клея, пружины, шитья скрепкой или ниткой.

Календарь

Печатное издание, обязательно имеющее в своем составе календарную сетку. Календари бывают: карманные, квартальные, перекидные календари на ригеле, календари «домик» и «домик перекидной».

Визитная карточка

Листок плотной бумаги или картона, обычно формата 50х90 мм (иногда других форматов), содержащий сведения о человеке или фирме.

Папка

Изделие из плотной бумаги, картона или полимера, предназначенное для хранения небольшого числа листов бумаги. В основном используется как элемент фирменного стиля. Различают несколько видов: цельнокройные (изготавливаются из целого листа материала), с приклеенными карманами (карман-клапан изготавливается из отдельного листа материала и затем приклеивается к «корочкам»), с замковым скреплением (папку можно разложить в плоскость, а затем собрать вновь, не разрывая ее), с клеевым скреплением.

Блокнот

Сшитая или склеенная с торца стопка бумаги, чистой или с нанесенными элементами фирменного стиля, с обложкой.

Конверт

Один из видов носителя фирменного стиля. Существует большое разнообразие видов конвертов.

Кубарик

Стопка бумаги небольшого формата, проклеенная с одной стороны для лёгкости отрыва. Используется для оперативных записей. Как правило, несет элементы фирменного стиля.

Этикетка

Листок специальной (этикеточной) бумаги небольшого формата, содержащий сведения о товаре или продукции. Предполагает клеевой способ крепления.

Ярлык

Листок картона небольшого формата, содержащий сведения о товаре или продукции и сопровождающий её, предполагающий навесной способ крепления.

Послепечатная обработка

Послепечатной обработкой называют все операции с отпечатанной продукцией, которые выполняются после того, как отпечатанный тираж выходит с печатной машины, и до того момента, пака тираж не будет передан заказчику. Другими словами, послепечатная обработка – это финальный этап в производстве полиграфической продукции. Некоторые виды послепечатной обработки производятся только для отдельных типов печатной продукции, а некоторые – для всех сразу. Так, например, ламинирование возможно только для бумажной продукции, а высечка же – для всех видов, в том числе и изделий из пластика. Ниже перечислены основные виды послепечатной обработки в цифровой печати.

Разрезка листов
Биговка
Фальцовка
Брошюровка
Фольгирование
Кругление углов
Высечка
Перфорирование
Ламинирование

Разрезка листов

Конечный размер печатного листа в полиграфии формируется с помощью листовой резки — этапа послепечатной обработки, который не может избежать ни один вид печатной продукции по причине ряда технологических ограничений, возникающих при печати как офсетом, так и цифровым способом.

Готовые листы складывают в стопу и обрезают с каждой стороны — так убирают белые поля (так называемая незапечатываемая площадь) и придают листам точные размеры и нужную форму. Этот этап послепечатной обработки называют подрезкой. Часто на одном листе располагается несколько будущих экземпляров печатной продукции (например, так печатают визитки), и после печати их также разделяют с помощью листовой резки — это будет называться разрезкой.

Что касается моделей брошюр, каталогов и другой полиграфии, в которой не используется пружинный переплет — их обрезают, предварительно завершив все технологические операции, в том числе переплетение листов. Это вызвано тем, что так получается идеально точный размер листа и аккуратный ровный срез готовой печатной продукции.

Биговка

Вид послепечатной обработки полиграфической продукции, при котором на бумаге или картоне в местах будущего сгиба обозначается линия в виде продавленной в бумагу дорожки. С помощью биговки бумажные изделия легче обретают требуемую форму, приобретают дополнительную прочность в местах сгиба и избегают растрескивания как бумаги, так и красочного слоя.

Выполняется биговка на специальных биговальных машинах или с помощью тупых ножей. После проведения биговки изделия складывают по этим линиям. Биговка применяется в основном для картона и всех видов бумаги, плотность которой превышает 175 г/м². Используют ее также на ламинированных поверхностях бумаги и там, где на сгибе идет сплошная запечатка. При этом количество линий сгибов не ограничено.

Фальцовка

Фальцовка представляет собой нанесение на бумагу линий сгиба без предварительного продавливания тупым ножом и может производиться как вручную, так и на специальном оборудовании. Ручной вариант используется при подготовке небольших тиражей. Фальцовка выполняется на бумагах средней плотности (до 150 г/м²), но если необходимо провести фальцовку для бумаги более 170 г/м² или картона, необходимо провести операцию биговки, это поможет сохранить хороший внешний вид продукции на сгибе.

Фальцовка позволяет оформить окончательный вид готовой продукции. Это могут быть буклеты, брошюры, каталоги, всевозможная рекламная продукция, чертежи и многое другое. Самый простой пример фальцовки — это рекламная листовка сложенная попалам.

Брошюровка

Брошюровка — технологический процесс, в результате которого соединяется некоторое количество листов в тетрадь, так называемую брошюру. Брошюрой принято называть издание объемом более 4 страниц блока соединенных между собой. Количество листов в изделии ограничивается выбранным способом брошюровки и задачами самой брошюры. Брошюровку используют для такой печатной продукции, как блокноты, брошюры, каталоги, тетради и др. Существует три основных вида брошюровки: скрепление скобой (скрепкой), клеевое бесшовное скрепление (термоклей) и навивка на пружину.

Скрепление скобой обычно применяют для брошюр, каталогов и журналов. Этим способом скрепляют, как правило, не более 40 листов. Если в печатном издании больше листов, то нужно уже использовать металлические пружины или термоклей (КБС). В зависимости от дизайна, формата и количества листов в блоке может использоваться 1, 2 или более скрепок. Брошюровку можно провести также шелковой или полиамидной нитью и использовать как элемент для многостраничных издании, таких как книги.

При клеевом бесшовном скреплении, элементы книжного блока скрепляют клеем КБС по корешку. При помощи КБС возможно скрепить изделия, блок которых состоит из бумаги плотностью не более 170 г/м², толщина корешка до 3 см. Данный способ брошюровки обычно используется для изделий, которые уже невозможно посадить на скрепку из-за большого количества страниц и плотной обложки. Как правило, это различные многостраничные изделия: каталоги, журналы, книги. Часто подобный способ скрепления применяют при оформлении годовых отчетов, рефератов, курсовых работ. Дизайн переплета может выполняться по желанию заказчика.

Очень часто брошюровку осуществляют с помощью пружин (гребенок). Подобный способ чаще всего используется для скрепления блокнотов и тетрадей, но также его используют и для каталогов, рефератов, планшетов и др. Отпечатанные листы блока и обложки перфорируются (пробиваются отверстия по краю) и скрепляются пружиной. Можно скрепить блок толщиной до 100 листов офсетной бумаги 80 г/м² (в зависимости от диаметра самой пружины). Преимущества такой брошюровки в том, что листы и обложку в изданиях можно при необходимости быстро заменить. В зависимости от объема и назначения продукции, может быть использована как металлическая пружина, так и пластиковая. Металлическая пружина выглядит менее презентабельно и эффектно, зато ее достоинством является прочность и надежность скрепления. Пластиковая пружина имеет более привлекательный вид, она практична и удобна в работе, но при какой-либо нагрузке (к примеру, при падении), пружина может повредить своей острой кромкой сброшюрованные листы бумаги.

Фольгирование

Фольгирование или тиснение фольгой представляет собой операцию нанесения блестящей металлической фольги в виде отдельных букв или определенных областей. Это придает эффект серебрения или позолоты, но может быть использована и фольга другого цвета — красного, зеленого, синего, желтого и др. Тиснение осуществляется на ручных, полуавтоматических и автоматических прессах для тиснения под воздействием высокой температуры или холодным способом.

Теснение фольгой позволяет придать готовой продукции особую привлекательность и более дорогой и изящный внешний вид. Процесс тиснения является дорогим, но очень эффектным, поэтому многие заказчики предпочитают данный способ отделки. Очень интересно выглядит тиснение на дизайнерских бумагах и пластике.

Кругление углов

Кругление углов используется при изготовлении изданий малого формата, чтобы сделать углы более круглыми, которые не загибаются как острые, не ломаются. К тому же после кругления углов изделие приобретает более аккуратный внешний вид.

Кругление углов применяется для календарей, визиток, блокнотов и т.д., и может производиться не только на бумажной продукции, но и для изделий из пластика (бейджей, бирок), а также на любом другом виде полиграфической продукции. В зависимости от размера изделия и используемого оборудования кругление углов производится с различным радиусом (стандартная величина — 6,38 мм). Кругление углов не портит изображение, не влияет на структуру материала, является чисто эстетическим этапом обработки печатной продукции.

Высечка

Высечка (вырубка) используется для придания уже готовому изображению необходимую форму, отличной от прямоугольной. Высечное оборудование позволяет при использовании пресса из цельного листа картона, бумаги, пластика или кожи получить форму любой сложности, уже готовую к употреблению или же нуждающуюся в последующей сборке. Используется для изготовления папок, коробок, воблеров, шелфтокеров, любых полиграфических изделий нестандартной формы. Самый простой пример использования кругления углов — карманный календарь 100×70 мм.

Перфорирование

Перфорация — это совокупность отверстий, расположенных в линию, в листовом или рулонном материале, обеспечивающая легкий и точный разрыв материала по этой линии. Создается при помощи специальных перфорационных ножей.

Перфорация используется при изготовлении различной печатной продукции: отрывные календари, блокноты, приглашения, билеты, купоны, почтовые марки, наклейки, блокноты на пружине, ежедневники с отрывными уголками. Выбор формы отверстия при перфорации: квадратные или круглые отверстия зависит от общего стиля продукции. Кроме того перфорация часто используется вместо биговки. Благодаря перфорации сгиб продукции из материалов высокой плотности получается аккуратным и бумага не переламывается. В качестве примера использования перфорирования можно рассматривать билеты на какой-либо концерт с отрывной частью «Контроль».

Ламинирование

Процесс покрытия изображений специальной прозрачной глянцевой или матовой пленкой толщиной от 80 до 250 мкм с лицевой стороны или с обеих сторон изображения. Данный способ обработки позволяет защитить изображение внешних механических, водных, химических, температурных воздействий, увеличить плотность изображения и придать привлекательный внешний вид.

Глянцевые плёнки значительно улучшают изображение, отлично передают цвета, делают краски контрастными, насыщенными, сочными и яркими. Отделка глянцевой плёнкой по визуальному эффекту похожа на УФ-лакирование, но обеспечивает более надёжную защиту издания от внешних воздействий (особенно на местах сгиба, среза и биговки). К недостаткам глянцевых плёнок можно отнести то, что при сильном освещении на ламинированной поверхности появляются блики, затрудняющие восприятие мелких деталей и текстовой информации.

Матовые плёнки исключают возникновение таких бликов, придают особую глубину и бархатистость рисунку, позволяет делать надписи на поверхности уже готового издания. Покрытие матовой плёнкой смотрится очень респектабельно и наиболее подходит для оформления дорогой рекламной и представительской продукции.

Ламинирование полиграфической продукции производится с помощью специального оборудования — ламинаторов. По способу крепления плёнки принято различать горячее и холодное ламинирование. При горячем — полиграфическое издание вместе с плёнкой прокатывается между нагретыми до нужной температуры валами. Сила нагрева определяется исходя из характеристик используемых материалов. При этом способе повышение температуры приводит к активации клеевого слоя, а давление, оказываемое валами, способствует присоединению (припрессовке) плёнки к изделию. В холодном ламинировании применяются плёнки с клеевой системой, реагирующей только на давление. Такой метод оправдан при особо чувствительных к температурному воздействию материалов.