С давних пор в Египте плечом к плечу жили боги и простые люди. В силу своего происхождения, долголетия и обладания искусством превращения в монстров боги воцарились на земле, а правление Осириса принесло процветание в долину Нила. Однако, когда многолетний правитель решает передать свой трон сыну Гору, спокойную жизнь Египта прерывает прибывший из пекла пустынь воинственный Сет. Он убивает Осириса, ослепляет Гора и становится повелителем богов и людей в некогда процветающей стране. Находчивый вор Бэк ради спасения из рабства своей возлюбленной берется вернуть Гору его глаза, дабы тот вернул себе власть и освободил богов и людей. Вот только у Гора свой взгляд на устройство мира, и договоры со смертным в него не входят.
Наши насмотренные читатели без труда смогут набросать список тем, которые Голливуду в силу разных причин в разные годы не удается достаточно внятно раскрыть, и, полагаем, не последнее место в этом перечне будет занимать экранизация мифов, легенд и сказаний Древнего мира. Ну никак не получается внятно продемонстрировать ни древнегреческий пантеон богов, ни индуистский, даже из «классово близкого» англосаксонского «Беовульфа» постоянно получается какая-то непотребность. Опрометчиво было бы ожидать чего-то хорошего и от «Богов Египта», а результат и вовсе превзошел самые мрачные прогнозы. Тема по-прежнему не раскрыта, вот только удастся ли кому-то снять что-то достойное в этой нише, остается большим вопросом.
Впрочем, вернемся к «Богам Египта» и попробуем разобрать картину Алекса Пройаса на детали. Увы, но ни внутренне, ни внешне «Боги» не имеют ни единой свежей нотки, сюжет и оболочка картины – сплошь повторение прошлого и топтание в пыльных коробках былого. За сценарий Сазама и Шарплесса стоит отлучить от высокобюджетных постановок, тем более что их «Дракула» и «Последний охотник на ведьм» тоже не отличались особенной изобретательностью. «Боги» просты как монетка: с одной стороны, история бога-повесы, низвергнутого воинственным дядей и жаждущего мести, но постепенно понимающего, что мир вовсе не так прост, а с другой – человек, идущий ради возлюбленной на конфронтацию с богами и даже имеющий возможность манипулировать их слабостями. Обе стороны не могут похвастать особенным сверканием – «божественный» мотив по-детски наивен, а персонажи из мира людей удивительно непривлекательны. Кстати, этот и многие другие фильмы можно посмотреть здесь http://kinoklad.net/
Совершенно очевидно, что в отсутствие сколько-то увлекательного сценария Пройас основной упор в ленте сделал на зрелище, но и тут поклонников кино ждет разочарование – «Боги Египта» в момент «божественных» баталий превращаются в видеоигру не самого лучшего качества, где сражающиеся фигурки мало похожи на одушевленных существ. Обилие компьютерной графики, ее небрежное запихивание в каждый маломальский эпизод превращает просмотр в мучение, смотреть на это «буйство пикселей» просто физически больно. Кроме того, специалистам по эффектам удалось сделать богов-монстров удивительно невзрачными – те похожи то на угловатых трансформеров, то на Джа-Джа Бинксов-переростков. И это при том богатстве фантазии древних египтян, что десятки поколений подростков заставляет учащенно дышать при виде рисунков и иероглифов из древних пирамид.
Поостережемся критиковать полное несоответствие взаимоотношений богов в фильме Пройаса с тем каноном, который принят исследователями египетской цивилизации. Посчитаем это авторским видением и правом на вымысел, в конце концов из древнегреческого пантеона тоже получаются то «Перси Джексон», то «Бессмертные», то «Гнев титанов». А вот отмахнуться от мотивации людей – героев фильма отмахнуться сложно. Дело в том, что упор в фильме сделан на том, как смертные попадают в подземное царство Анубиса. Это, безусловно, очень интересно, и легенды египтян предоставляют здесь широчайшее поле для фантазий, но когда большая часть персонажей весь фильм увлечена только тем, что ищет способы выгодно умереть, это несколько не вяжется с оптимистичным настроем зрителей.
К большому сожалению, «Боги Египта» не дают ни единой возможности похвалить задействованных в картине актеров. Николай Костер-Вальдау заметно уступает самому себе телевизионному, с нескрываемым мучением на лице повинность в кадре отбывает Джеффри Раш, даже в глазах Батлера огня не хватает, чтобы разжечь настоящий экранный пожар, что уж говорить про молодых Брентона Туэйтса и Кортни Итон, которым божьего блеска не досталось. Картина, почти лишенная юмора, перебирает с пафосом, насыщенным компьютерными эффектами, и тем самым душит актеров, которые, кажется, просто не понимают, во что ввязались.
Если вы, как и многие, полагаете, что Алекс Пройас – режиссер заметно переоцененный, то «Боги Египта» в эту теорию легко укладываются. Слабый экшен, полностью перенесенный в компьютерную реальность, убогие персонажи, наивные диалоги и невнятная мотивация – такое кино можно было бы простить в эпоху «Газонокосильщика», но после дилогии о «Титанах» в экранизации мифологии нужны перемены. «Боги» не справились.